Статьи по эзотерике

Главная » Статьи » Тарология

Салли Никольс. Юнг и Таро: Архетипическое путешествие. Часть 2.
 
Юнг и Таро: Архетипическое путешествие

Салли Никольс

Часть 2

2. Карта Путешествия

             Прежде чем отправиться в путешествие, было бы неплохо приобрести карту и ознакомиться с ней. Такую карту мы видим на рисунке 3. На нем показан путь, который мы пройдем в этой книге. Здесь изображены двадцать два Старших Аркана, как они представлены в Марсельском Таро, которое, как уже было сказано, основывается на более ранних сохранившихся версиях. То, как карты расположены на этом рисунке, дает нам предварительное представление о том, с какого рода опытом мы можем иметь дело на нашем пути.

            Для лучшего понимания индивидуального смысла этих карт следует обращаться к ним напрямую, как к картинам в художественной галереи. Так же как и  картины, Старшие Арканы можно рассматривать как своеобразные экраны для проекций, в том смысле, что они являются крючками, на которое ловится наше воображение. На языке психологии проекция – это бессознательный, автономный процесс, с помощью которого мы сначала видим в людях, предметах и событиях, окружающих нас те стремления, характеристики, возможности и недостатки, которые на самом деле принадлежат нам самим. Мы населяем внешний мир ведьмами и принцессами, дьяволами и героями драмы, погребенной в наших собственных глубинах.

Проецирование нашего внутреннего мира на внешний происходит не специально, мы это не делаем нарочно. Просто это тот способ, каким работает психика. На самом деле процесс проекции происходит настолько непрерывно и настолько неосознанно, что обычно мы и вовсе не замечаем, что он происходит. Тем не менее, эти проекции служат полезными инструментами на пути самопознания. Рассматривая образы, которые мы выводим во внешнюю реальность как зеркальные отражения внутренней реальности, мы узнаем и познаем себя.

В нашем путешествии по Старшим Арканам мы будем пользоваться картами как экранами для проекций. Старшие Арканы идеально подходят для этой цели, потому что они символически представляют те автономно действующие в глубинах человеческой психики инстинктивные силы, которые Юнг назвал архетипами. То, как эти архетипы работают в психике, очень похоже на то, как инстинкты работают в теле. Подобно тому, как здоровый новорожденный младенец появляется с врожденной способностью сосать грудь или пугаться громкого звука, его психика демонстрирует определенные наследственные способности, влияние которых также можно наблюдать. Мы, безусловно, не можем увидеть архетипические силы, как на самом деле и инстинкты; но мы сталкиваемся с ними и переживаем их в наших снах, видениях и дневных размышлениях, в которых они появляются в виде образов.

Несмотря на то, что специфика той формы, которую принимают эти образы, может варьировать в различных культурах и у разных людей, тем не менее, их основной, исконный характер универсален. Люди во все времена и во всех культурах мечтали, видели во сне, сочиняли истории  и пели об архетипических Матери, Отце, Возлюбленном/ой, Герое, Маге, Шуте/Дураке, Дьяволе, Спасителе и Мудром Старце. В силу того, что Старшие Арканы Таро изображают все эти архетипические образы, давайте предварительно бросим быстрый взгляд на некоторые из них в том порядке, в каком они появляются на нашей карте. Пока мы будем это делать, мы сможем начать знакомиться с картами и увидеть, как могущественно эти символы действуют в каждом из нас.

На нашей карте Старшие Арканы от номера один до номера двадцать один организованы в последовательность, состоящую их трех горизонтальных рядов, по семь карт в каждом. У Шута/Дурака, которому приписан ноль, нет постоянного места, фиксированной позиции. Он шагает сверху, поглядывая вниз на другие карты. Дурак легко может шпионить за другими персонажами и легко может неожиданно ворваться в нашу личную жизнь, в результате чего, несмотря на все наши сознательные намерения, все заканчивается тем, что мы сами ведем себя как дураки.

Этот архетипический Бродяга со своим узелком и посохом очень часто встречается в нашей культуре сегодня. Но, будучи продуктом нашего механизированного мира, он предпочитает ездить, а не ходить. Мы можем увить его сегодняшнего двойника с бородой и спальным мешком, стоящим на обочине дороги, с надеждой улыбаясь и протягивая руку с поднятым большим пальцем в нашем направлении. И если этот персонаж представляет неосознаваемую часть нас самих, мы непременно, так или иначе, отреагируем на него эмоционально. Некоторые могут тотчас почувствовать желание остановиться и подбросить этого голосующего, вспоминая, как они сами тоже когда-то по молодости получали удовольствие от периода беззаботного странствия, перед тем как начать вести более стабильный образ жизни. Другие же, кто никогда не валял дурака в своей юности, могут инстинктивно потянуться к этому бродяге, потому что он представляет собой непрожитую часть их самих,  и они бессознательно чувствуют, что приблизились к ней.

Но также может случиться, что другой человек может испытать негативную реакцию по отношению к этому молодому парню – реакцию настолько мгновенную и яростную, что он неожиданно заметит, что его буквально трясет от бешенства. В этом случае водитель может со всей силы надавить на педаль газа, сжать зубы и буквально сбежать с глаз долой этого невинного свидетеля, бормоча проклятия его «грязному образу жизни». Он может мечтать, что он бы мог добраться до этого «молодого идиота» своими собственными руками, отстричь его волосы, хорошенько вымыть его и побрить, а затем отправить его на работу по 40 часов в неделю, «где ему и место». «Меня тошнит от такой безалаберности», бормочет он. Между прочим, его враждебность может быть настолько всепоглощающей, что он и на самом деле может почувствовать тошноту. Когда он приедет домой, он обнаружит себя без сил и непостижимо уставшим. Но на следующий день, когда (и если) эта обсессивная болтовня в его голове несколько поутихнет, может открыться небольшое пространство, в котором может шепотом прозвучать вопрос: «Почему бы и не и не разгуливать этому молодому бродяге, если это ему нравиться?  Какой вред он приносит?» Но наблюдавшему вред уже причинен. Простой вид этого парня раскрыл банку с червями. И они вылезли наружу, извиваясь и беспорядочно вываливаясь в виде десятков вопросов, требующих ответа на каждый из них: Что за жизнь была бы, если жить, так как этот парень – разбить свой будильник, выкинуть то, чем владеешь, проводить всю весну и лето, просто бесцельно слоняясь под огромным голубым небом и т.д.

Нет никакого способа запихнуть этих червей обратно в банку, наш водитель может почувствовать себя дома скованным и неспособным двигаться, пытаясь ответить на эти вопросы и грезя о невозможных видениях. Вероятно, если ему повезет, он сможет найти способ, чтобы претворить в жизнь некоторые из своих видений. Странные вещи случаются, когда сталкиваешься с архетипом.

Реакций на Дурака будет, конечно, так много, и они будут такими различными, как и тех людей, которые с ним сталкиваются, в зависимости и от их жизненного опыта. Но суть заключается в том, что прикосновение к архетипу всегда вызывает ту или иную эмоциональную реакцию. Исследуя эти бессознательные реакции, мы можем раскрыть архетип, который манипулирует нами, и освободить себя, до некоторой степени, от его принуждений. В результате, в следующий раз при встрече с этим архетипом во внешней реальности ответная реакция на него будет не такой иррациональной и автоматической, как та, которая была описана выше.

В только что приведенном примере эмоциональное смятение, к которому привела встреча с «дураком», и последовавшее само-исследование не обязательно приведут к какому-либо заметному изменению в жизненном стиле данного человека. Но, после серьезного рассмотрения других возможностей, он вполне может прийти к заключению, что жизнь праздношатающегося не для него. Он может обнаружить, что из всех вещей, которые он рассмотрел, он предпочитает стабильность и удобства дома, и что ему нравится машина и другие вещи, которыми он владеет, настолько, чтобы трудиться до пота в своем офисе, чтобы зарабатывать на них. Но, исследуя другие возможности, он придет к выбору своего образа жизни более осознанно, и, познакомившись со своим скрывающимся порывом валять дурака, он может найти способы, чтобы выражать эту свою потребность в соответствии с имеющимся  контекстом своей сегодняшней жизни.

В любом случае, в следующий раз, когда он будет проезжать по дороге мимо счастливого бродяги, он будет испытывать больше эмпатии по отношению к нему. Теперь, сделав собственный выбор своей жизни, ему будет проще позволять другим совершать аналогичный выбор их жизни. И, придя к соглашению с ренегатом во внутренней реальности, он больше не будет столь враждебным и защищающимся, когда подобная фигура проявит себя во внешней реальности. Но, что самое важное, он испытает и почувствует на себе власть и силу архетипа. В следующий раз, когда он один будет ехать на своей машине, он будет понимать, что он сидит не в одиночестве в водительском кресле. Он будет знать, что внутри него ведут свою работу таинственные силы, которые могут направлять его судьбу и поглощать его энергию непредсказуемыми способами. И он будет подготовлен к этому. Дурак - неотразимо захватывающий архетип и, как мы видели, очень часто появляющийся сегодня. Но все фигуры Таро обладают своим собственным видом власти, и, не будучи подвластны возрасту, они все еще активны в нас самих и в нашем обществе. В качестве иллюстрации давайте сейчас взглянем на семь Старших Арканов, изображенных в верхнем ряду на нашей карте.

Первая из них имеет название Маг. Она изображает волшебника, собирающегося показать какие-то фокусы. Он называет их фокусами, и именно этим они и являются. Он готовится проделать фокусы с нами. Его кажущаяся магия будет создана зеркалами, специально сделанными картами, цилиндрами с потайным дном и при помощи ловкости рук. Мы знаем, что дело обстоит именно таким образом, и наш интеллект дребезжит эпитетами наподобие «шарлатан» и навешивает ярлык «вздор».  Но к нашему смятению мы видим, что все остальное наше тело уже двигается в направлении этого мага, и наша рука уже в этот момент исподтишка лезет в карман, чтобы достать монетку для оплаты этого волшебного представления. Оно ворует наши деньги, чтобы сделать нас предметом надувательства.

И позже, когда мы сидим в зале в ожидании начала представления, мы замечаем, что наше сердце бьется чаще, чем обычно, и мы задерживаем дыхание. Несмотря на то, что наш разум знает, что все, что мы увидим, в лучшем случае будет демонстрацией способностей и ловкости рук, оставшаяся часть нас ведет себя так, словно и в самом деле произойдет нечто чудесно-волшебное. Мы ведем себя так, потому что на самых глубинных уровнях нашей сущности, мы до сих пор живем в мире истинной тайны и загадки – в мире, который существует за пределами пространства и времени, и за пределами достижения логики и причинной обусловленности. Мы притягиваемся к этому внешнему магу так компульсивно и иррационально, потому что внутри каждого из нас живет архетипический Маг, еще более привлекательный и неотразимый, чем тот, который находится перед нами, и он готов продемонстрировать нам таинственную реальность нашего внутреннего мира всегда, когда мы чувствуем себя готовыми повернуть свое внимание в его направлении.

Нет ничего удивительно в том, что наш интеллект спешит давить на тормоза и жмет на них со всей силы при одном только упоминании о магии и волшебстве. Признав эту сторону реальности, наш разум рискует потерять ту империю, которую он веками возводил камень за камнем, благодаря усилиям своего здравого смысла. Хотя и сегодня принуждения Мага все еще очень сильны в нашей культуре, наконец-то начали строиться мосты между его миром и нашим, по которым здравый смысл сможет проходить с некоторой уверенностью. Многие парапсихологические феномены изучаются при помощи объективных научных методов. Трансцендентные Медитации привлекают тысячи последователей, предоставляя объективные доказательства благотворного целительного влияния медитации на кровяное давление и состояния тревоги. С помощью использования приборов биологической обратной связи и другой аппаратуры изучаются многие другие формы медитации, и ведется убедительное исследование влияния медитации на раковые заболевания. В нашем веке, кажется, миры магии и реальности объединяются.

Вторая карта верхнего ряда нашего маршрута – Папесса, или, как ее еще иногда называют, Верховная Жрица. Ее можно рассматривать как фигуру, символизирующую архетип Непорочной Девы, знакомый по разным мифам и святым писаниям многих культур. Мотив непорочного рождения настолько часто встречается в верованиях стольких разных народов, разделенных и во времени и в пространстве, что его происхождение может быть объяснено только архетипическим источником, неотъемлемо свойственный человеческой психике.

Архетип Святой Девы прославляет смиренную ее восприимчивость Святого Духа и посвящение воплощению его в новой реальности в образе Божественного Ребенка, или Спасителя. В нашей культуре этот архетип ярко представлен в библейском описании Девы Марии. Папесса – своего рода исходное представление Святой Девы Благовещения, изображаемой в католическом искусстве, где она часто показана сидящей с раскрытой перед ней книгой Ветхого Завета, как на данной карте Таро.

Архетип Непорочной Девы веками привлекал воображение художников и скульпторов, и для каждой женщины состояние беременности выделяет ее как избранную для вынашивания нового духа. Но сегодня этот архетип стал действовать и в других сферах. Потому как, кажется, что именно Святая Дева вдохновила наиболее феминные и смелые стороны движения женского освобождения. Подобно Деве Марии, которой была уготована ее особая уникальная судьба, из-за которой ей не нашлось места на постоялом дворе, современная женщина призвана осуществлять себя в тех областях, для которых наше коллективное общество все еще закрывает свои двери. Как Непорочная Дева, которая по своему призванию была вынуждена отказаться от комфортной безвестности и спокойствия традиционной семейной жизни, неся свой крест в одиночестве и даря рождение новому духу только  в наиболее стесненных обстоятельствах, так и сегодняшние женщины, для которых новое призвание ясно прозвучало, должны пожертвовать своей безопасностью и терпеть одиночество и унижение (часто в обстоятельствах более трудных и утомительных, чем ежедневное ведение домашнего хозяйства или обязанности материнства), чтобы принести в реальность новый дух, который зарождается в них. Для этих целей Пресвятая Дева вполне может получить особую нишу для поклонения, потому что она до сих пор высвечивает уникальный символ проникающей силы феминного принципа. Несмотря на посвящение служению духу, Пресвятая Дева никогда не теряла контакт со своей собственной женственностью. Представляется очень важным, чтобы Мария, одна из наиболее значимых персонажей в нашем иудео-христианском наследии, оставалась в нашей культуре образцом самой женственной женщины.

Следующие две карты в нашей последовательности Таро – Императрица и Император, символизируют архетипы Матери и Отца в огромном масштабе. Нет большой необходимости много говорить здесь о силах этих двух фигур, т.к. мы все испытывали их в отношениях с собственными мамами и папами, или с другими людьми, которые исполняли для нас их роли. Когда мы были детьми, вероятно, мы все видели своих родителей возведенными в ранг «хорошей», «кормящей», «защищающей» матери и «всезнающего», «смелого», «могущественного» отца. Когда же, будучи просто людьми, они не справлялись с выполнением этих ролей в соответствии с нашим сценарием, мы часто воспринимали мать как архетипическую Черную Колдунью или Плохую Мачеху, а отца как Красного Дьявола или Жестокого Тирана. Потребовались годы замороченных проекций, прежде чем мы окончательно смогли увидеть своих родителей как простых людей, у которых, как и нас самих, было множество причин и для радостей, и для горестей.

Даже став взрослыми, если наши родители еще живы, мы все еще можем обнаружить некоторые области, в которых мы возвращаемся к привычным ранним манерам и играем «ребенка» различными способами. Когда это происходит, нас может тянуть прийти к своим родителям и «поделиться» этим с ними, если это возможно. Но с юнгианской точки зрения, предполагаемое столкновение с родителями, даже если оно возможно, не обязательно будет первым шагом для прояснения нашей проблемы. Потому что и здесь (как и в случае с водителем и голосующим на дороге человеком) вовлечены в работу архетипы. Совершенно независимо от личностных особенностей наших родителей и их действий (невзирая на их возможную ограниченность и неосознаваемость), мы бы сталкивались с теми же проблемами, если бы кто-то другой оказался в их роли, до той поры, пока мы не придем к согласию с архетипами Матери и Отца внутри себя. Возможно, что и мы сами, и наши родители всего лишь куклы в архетипической драме, которыми руководят огромные фигуры, действующие выше и за нашим сознательным пониманием.

И пока дело обстоит именно так, неважно, сколько дорой воли, решимости, признания или чего бы то ни было, ни возникало при столкновении между самими куклами, результатом может быть только дальнейшее запутывание нитей. Очевидно, что первое, что надо сделать – повернуться лицом к кукловодам, чтобы увидеть, что они собираются затеять и, по возможности, развязать или ослабить некоторые из этих нитей. В последующих главах мы будем сталкиваться с Императрицей и Императором и будут предложены несколько техник по освобождению себя от скрытых козней этих мастеров манипуляции. Открытие этого архетипического пласта бессознательного и представление техник работы с ним явилось одним из величайших вкладов Юнга в психологию. Потому что без понятия архетипов мы бы навсегда были вовлечены в бесконечный хоровод с людьми нашей внешней реальности. Без техник, отделяющих личное от внеличностного, мы бы бесконечно проецировали на наших родителей, или других людей из нашего окружения, архетипические поведенческие паттерны, которые ни один человек попросту не может осуществить.

Старший Аркан Таро под номером пять – Папа. По церковной догме Папа является представителем Бога на земле. В этом смысле он непогрешим. Он представляет архетипическую фигуру авторитета, чья сила, власть превосходит силу и власть отца и императора. В юнгианской терминологии он представляет архетип Мудрого Старца. Понятно, что проецирование такой сверхчеловеческой мудрости и непогрешимости на любого человека – даже на самого папу – может быть сомнительным.

Архетип Мудрого Старца, описанный в библейских еврейских пророках и христианских святых, и сегодня все еще обладает большой силой. Он часто появляется в нашем обществе в виде гуру с тюрбаном или чалмой на голове или в виде престарелого бородатого странника в белых одеяниях и сандалиях. Иногда он обучался некоторым духовным дисциплинам, Восточным или Западным, а иногда он появляется без портфолио. Если мы воспринимаем такого нового знакомого сразу же с безграничным низкопоклонством или отворачиваемся от него в мгновенном неприятии, мы можем быть уверены, что работает архетип. Но знакомство с этим человеком  просто как с обычным человеком может помочь нам увидеть, что духовное просветление, в конечном итоге, является все-таки больше личным, чем институционализированным, предметом.

Таро сами по себе, будучи старыми и мудрыми, изображают архетипического Мудрого Старца двумя способами. Папа в пятой карте показывает его в своей более институциональной форме, а Отшельник в девятой карте рисует его в виде монаха-капуцина из нищенствующего ордена. Когда мы будем изучать эти две карты, у нас будет возможность соприкоснуться с этими фигурами как с силами внутри нас самих. Знакомство с этими архетипами поможет нам определять, до какого уровня качества, которые они символизируют, присутствуют в нас самих и в знакомых нам людях.

Карта, следующая за Папой, называется Влюбленный. На ней молодой человек стоит в оцепенении между двумя женщинами, каждая из которых, кажется, требует его внимания, если не саму его душу. Безусловно, вечный треугольник является архетипической ситуацией, яркой и в нашем собственном личном опыте. Сюжет, изображенный во Влюбленном не нуждается в разъяснении здесь, т.к. он является основой почти 90% произведений литературы и драмы, существующих на сегодняшний день в мире. Любому, кто пожелает освежить свою память по этому вопросу, нужно только включить телевизор более или менее наугад.

В небе за спиной и над Влюбленным крылатый бог с луком и стрелами готовится нанести фатальную рану, которая может разрешить конфликт молодого человека.  Маленький бог, Эрос, конечно же, архетипическая фигура, а так же и молодой человек. Он олицетворяет собой юное эго. Эго технически определяется как центр сознания. Это тот в нас, кто думает и говорит о себе «Я». Во Влюбленном это юное эго, до некоторой степени освободившееся от компульсивного, принуждающего влияния родительских архетипов, теперь может находиться само по себе. Но он все еще не сам себе хозяин, т.к., как мы видим, он остается пойманным между двумя женщинами. Он не в состоянии двигаться. Принципиальное действие на этом изображении происходит в бессознательном царстве архетипов, скрытых от его нынешнего понимания.

 Возможно, что отравленная стрела с небес воспламенит его и приведет его в движение. Если так и будет, то мы с интересом будем наблюдать, что произойдет далее, потому что с этого момента в нашей серии Таро это юное эго будет главным протагонистом в драме Таро. В этом смысле мы часто будем обращаться к нему как к герою, т.к. мы будем следовать за ним  в его путешествие на пути самореализации.

В седьмой карте, именуемой Колесница, мы видим, что герой нашел себе транспорт, который везет его в его путешествии, и управляет им юный король. Когда юный король появляется на сцене в мифах или снах, он часто символизирует выход, прорыв нового руководящего принципа. В четвертой карте Император появляется как фигура власти. Он изображен человеком в возрасте, сидящим на троне, и таким большим, что он заполняет собой всю карту. В Колеснице новый правитель находится в движении, и он нарисован человеческих размеров, что означает его большую активность и доступность, чем у императора, и, что более важно, он не один. Он кажется действующим как часть всеобщности, с которой герой начинает чувствовать связь.

Но нарисованный здесь король молод и неопытен, как и сам герой. Если наш протагонист короновал свое эго и поставил его управлять своей судьбой, его путешествие дальше не будет слишком гладким.

С Колесницей мы подошли к последней карте верхнего ряда на нашем плане. Этот ряд мы называем Царство Богов, потому что в нем изображены многие персонажи восседающими на троне в небесном созвездии архетипов. Теперь колесница героя несет его вниз на второй ряд карт, который мы будем называть Царство Земной Реальности или Эго Сознания, потому что здесь молодой человек отправляется дальше в поисках своей судьбы и с целью установления своей идентичности во внешнем мире. Все больше и больше освобождая себя от сдерживаемого нахождения внутри архетипической «семьи», изображенной в верхнем ряде, он отправляется, чтобы найти свое призвание, создать свою собственную семью и занять свое место на социальной лестнице.

[Продолжение публикации перевода ожидается в ближайшее время]

© Павликова Н.О., перевод с англ., 2006



Источник: http://www.maap.ru/Reading/Nikols_Taro.htm
Категория: Тарология | Добавил: Konstantin_Lavo (17.11.2009)
Просмотров: 3644 | Теги: Таро, тарология, Никольс, психоанализ, Архетип, Юнг, психология | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость