Главная » Статьи » Тарология |
Хайо Банцхаф Предисловие автора Таро - система символов, судьба
которой сложилась так, что её слишком часто считают просто гаданием. А
поскольку карточные и прочие ярмарочные гадания во все века считались забавой
простонародья, то лишь очень немногие из серьезных исследователей давали себе
труд изучить эту систему и хотя бы отчасти проникнуть в её смысл. Карты слыли
чем-то зазорным, и пытливые умы, пытавшиеся подвергнуть их серьезному
исследованию, рисковали и сейчас еще рискуют стать мишенью для насмешек. Вот почему глубинный, архетипический
уровень заключенной информации доступен в наши дни лишь немногим. А попробуйте
сказать, что вы видите в Таро ключ к изначальной мудрости человечества - и
ответом вам будет в лучшем случае удивление: "Неужто это возможно?",
- чаще же всего - сострадательная усмешка. В отличие от астрологии,
насчитывающей уже пятитысячелетнюю история и считавшейся все это время, если не
считать последних трех сотен лет, знанием и занятием элиты, Таро этим
похвастать не может. Когда говорят, что Таро тоже представляет древнейшую
традицию, восходящую к Индии или к Древнему Египту, лишь в XIV веке вновь
открытую европейцами, это звучит весьма увлекательно, однако доказательств тому
пока еще не найдено. Крупнейший специалист в этой области Артур-Эдвард Уэйт,
издавший в начале XX века свою колоду карт, остающуюся до наших дней самой
популярной из всех утверждал категорически: "Никакой истории Таро до XIV
века не существовало". История астрологии, конечно, богаче.
Ее корни восходят к древнему Вавилону. То же можно сказать и о китайской
системе символов И-цзин. Известно, что к ней обращался великий Конфуций,
сопроводивший главы этой книги, одной из древнейших в истории человечества,
собственными комментариями. После того, как книга И-цзин в 20-е годы XX века
была переведена на немецкий язык крупнейшим китаеведом Рихардом Вильгельмом, ею
увлеклись такие великие умы, как Карл-Густав Юнг, Герман Гессе, Мария-Луиза фон
Франц и лама Ангарика Говинда, открыв в ней для себя неисчерпаемый источник
мудрости К сожалению, нас слишком часто увлекают вещи экзотические, но
неглубокие, хотя и превозносимые как шедевры высшей мудрости. Между тем, есть
вещи действительно ценные, валяющиеся буквально у нас под ногами, которые по
тем или иным причинам считаются зазорными или "простонародными". Впрочем,
Таро - не первое и, наверное, не последнее сокровище, извлекаемое из
придорожной грязи. Пусть эта книга послужит новым тому доказательством. Хайо Банцхаф Мюнхен, май 1997 год Что такое Таро? Таро, которое "оно" или
"он", в современных языках употребляются обе формы, - это колода
карт, известная в своем теперешнем виде с XVI века. С тех самых пор колода Таро
состоит из 78 карт, разделяющихся на две основные группы: 22 карты, называемые
Старшими Арканами, и 56 карт Младших Арканов. Если двадцать два Старших Аркана
- это двадцать два отдельных сюжета, из которых ни один не повторяет другого, а
будучи разложены по номерам, они складываются в четкую логическую
последовательность, то Младшие Арканы, эти предшественники современных
игральных карт, состоят лишь из четырех серий или мастей - Жезлов, Мечей,
Кубков и Денариев, позже ставших трефами, пиками, червами и бубнами. Каждая
масть, как и в игральных картах, начинается с Туза, за которым следуют Двойка,
Тройка и так далее до Десятки. Есть еще фигурные карты или "картинки"
- Король, Королева, Рыцарь и Паж - на одну больше, чем в игральных. Возникли ли обе эти группы сразу
вместе или лишь со временем были соединены в одну колоду - вопрос ничуть не
более ясный, чем само происхождение карт. По некоторым предположениям, карты
Младших Арканов пришли в Европу в XIV веке из исламских стран. Но что на них
изображалось и для чего они использовались, для гадания или просто для игры,
тоже неизвестно. О происхождении Старших Арканов, для нас с вами самых главных,
известно еще меньше. Одни считают, что, раз первое упоминание о Старших Арканах
относится к XVI веку, то и возникли они именно тогда, другие же возводят их
историю не меньше чем к Древнему Египту, где они служили жрецам книгой
мудрости, а потом какими-то таинственными путями попали в Европу. Одна из многочисленных легенд,
связанных с этим, гласит, что карты были принесены в Палестину Моисеем, когда
тот увел свой народ из Египта (Моисей как первосвященник был посвящен в жреческие
мистерии). В Палестине к ним добавилась Каббала, тайное учение, основанное на
символике двадцати двух букв еврейского алфавита. Важнейшим доказательством
этого считается совпадение числа этих букв и Старших Арканов. Однако не стоит
забывать, что со Старшими Арканами связывают многие вещи, содержащиее 22
элемента, например, Евангелие от Иоанна, в котором тоже двадцать две главы.
Люди часто принимают желаемое за действительное. Вынужденные прибегать к
хитроумным и, как правило, запутанным рассуждениям, чтобы обосновать свою идею,
такие люди и эти свои рассуждения принимают потом за доказательство ее
правильности. Вот как комментирует подобные
"доказательства" Синтия Джилз и своей замечательной книге о Таро:
"Каждый из авторов, претендующих на некое особое знание, изо всех сил
старается "отмежеваться" от других, объявляя необоснованными их
претензии на икание истины - или, по крайней мере, всей истины. А поскольку
свое знание они считают тайным, то и себя считают свободными от необходимости приводить
какие-либо доказательства своих слов. Поэтому принимать всерьез таких авторов
не стоит, хотя в искренности их попыток прояснить истину можно и не
сомневаться. Достаточно напомнить, что каждому, кто захочет найти
"истину" в Таро, придется начинать с самого начала, потому что тайна
карт, если она существует, до сих пор не раскрыта". О том, что означает само слово
"Таро", также впервые упоминаемое в конце XVI века, версий и легенд
существует не меньше, чем о происхождении самих карт, начиная от замысловатой
древнеегипетской ("Путь Царей", от тар = "путь" и рош =
"царь") или древнееврейской ("Божественный Закон" = Тора) и
кончая самой простой: недалеко от города Парма в Италии протекает река Таро, и
карты были изобретены где-то здесь. Поскольку в слове "Tapo" (Tarot)
последняя буква "т" не произносится, можно считать, что слово это -
французское. Однако есть тарологи, подчеркивающие эту букву. Объясняют они это
тем, что первая и последняя "т" - это одна и та же буква, они
"накладываются" друг на друга, как если бы это слово было написано на
колесе, поэтому название карт происходит от латинского rota =
"колесо". Остается вспомнить еще латинское слово orat =
"говорит" и имя египетской богини жреческих посвящений Ator (Хатхор),
и тогда получится целая фраза, которую американский оккультист Пол Фостер Кейси
построил из перестановок четырех произносимых букв этого слова: ROTA TARO ORAT
TORA ATOR = "Колесо Таро провозглашает Закон Посвящения". Истина же о происхождении карт и
значении их имени, скорее всего, лежит где-то посередине между всеми этими
спекуляциями. Лично меня вопросы точной датировки и этимологии мало интересуют.
Если Таро действительно дает нам архетипическую информацию, хранящуюся в
глубинах коллективного бессознательного, то есть восходящую к самым истокам
зарождения человеческого сознания, то на деле не важно, сколько лет
отображающим ее картам, 400 или 4000. Хотя ясно, что эти образы старше и
печатного станка, и бумаги, на которой напечатаны. Впрочем, эту символику содержат лишь
22 карты Старших Арканов. 56 Младших Арканов такой глубиной не обладают.
"Тот факт, что никто из оккультистов или иных авторов не придавал Младшим
Арканам значения большего, чем просто гадательное, скорее подтверждает гипотезу,
что обе эти группы карт никак не связаны друг с другом", - считает Артур
Эдвард Уэйт. Далее он подчеркивает, что Старшие Арканы "принадлежат сфере
божественных вопросов философии", а все остальные - карточному гаданию.
Карты Младших Арканов никогда не переводились на какой-нибудь другой язык,
высший, нежели гадание. Вплоть до начала XX столетия Младшие
Арканы были ничуть не более информативны, чем обычные игральные карты. На них
изображались символы мастей в количестве, соответствовавшем номеру карты. Так,
на Тройке Кубков было нарисовано три кубка, а на Девятке Денариев - девять
кружков или монет. Интерпретировать их было так же трудно, как тройку червей и
девятку бубей. Надо было либо заучивать значение всех карт на память, либо
вспоминать мистическое значение числа (номера) карты, увязывать его со стихией
(мастью) и выводить это значение самостоятельно. Так было до 1910 года, когда
появилась придуманная Артуром Эдвардом Уэйтом и выполненная художницей Памелой
Колмен Смит колода Райдера, в которой сюжетными рисунками впервые были снабжены
и Младшие Арканы. С тех пор такие рисунки имеются на всех 78 картах. Сколь ни отрадно такое расширение
наших возможностей, не следует забывать о том, какая большая разница существует
между образами, веками складывавшимися в коллективном бессознательном
человечества, какими принято считать Старшие Арканы, и иллюстрациями,
придуманными одним человеком, пусть даже гениальным. Такие рисунки, конечно,
помогают понять значение карты, но им никогда не достичь глубины и символизма
образа-архетипа. Поэтому я не вижу смысла разбирать детали рисунков на Младших
Арканах. Они просто иллюстрируют какой-то определенный сюжет. Так, Тройка
Кубков показывает нам танец в честь Праздника Урожая, поскольку у ног танцующих
лежат спелые плоды. Видя это, мы понимаем, что означает эта карта: дело дало
плоды, и человек доволен и благодарен. Больше там ничего нет. Любые спекуляции
о том, почему одна из танцующих граций одета в золотые туфли, а другая - в
синие, или что это за плоды, яблоки или помидоры, в лучшем случае означают
какие-то мелочи, а в худшем не означают ничего. Старшие же Арканы представляют собой
символические вехи на жизненном пути человека. Дело в том, что символ, в
отличие от знаков, "иконок", шифров, кодов и тайнописей, никогда не
бывает выдуман. Он ничего не скрывает, а, наоборот, раскрывает что-то гораздо
более глубокое и важное, чем то, что может быть выражено словами и воспринято
одним разумом. Если, например, круг символизирует неразделенное целое, рай,
сферу божественного, всеединство, сознание и подсознание, человеческое
"Я", совершенство, вечность и еще многое другое, то эти значения не
выдуманы, а открыты в нем как некое изначальное знание, заключенное в этом
символе. Поэтому и ключ к таким символам
кроется не столько в "тайнах", часто намеренно создаваемых группами
оккультистов, различными тайными обществами и всяческими орденами или ложами,
называющими себя эзотерическими, сколько в глубине человеческой души. В XX веке
важнейшая роль здесь принадлежит психологии К.-Г. Юнга, открывающей доступ к
символике архетипов, к тому, что по праву называли и называют тайным знанием.
Это не тайноведение, не знание чьих-то тайн и уж тем более не засекречивание
знаний, чтобы сохранить их в тайне от кого-то. Это - знание вещей, таинственных
по своей природе, потому что они не лежат на поверхности, а существуют, так
сказать, на невидимом плане, "на обратной стороне" реальности. Такое
- действительно эзотерическое! - знание, присутствующее в удивительно схожей
форме во всех культурах, не только старше любых религий, но почти всегда само
становилось их основой, да и сегодня нередко сохраняется в них как глубинное,
прочное ядро. И в центре этого знания всегда стоит вопрос о жизненном пути
человека и о смысле смерти. Если попытаться кратко
сформулировать мысль, лежащую в основе этого тайного знания, то это будет мысль
о полярности мира, в котором мы живем: познать этот мир и все, что в нем
находится, мы можем, лишь сопоставляя каждую вещь с ее противоположностью. Нам
бы, наверное, и в голову не пришло обозначать что-то как мужское начало (а тем
более осознать его таковым), если бы не было начала женского, без ночи не было
бы и дня, а не будь смерти, мы бы не знали, что живем. А поскольку этот закон
полярности пронизывает всю нашу реальность, это значит, что и у полярности есть
своя противоположность - то самое чудесное всеединство, которое все религии
описывают, как райское и божественное, хоть и каждая по-своему. Выпадение из
этого изначального всеединства, его распадение на множественность и возможность
вернуться туда, в потерянный рай, и есть эзотерическое знание о жизненном пути
человека. Вот почему все духовные учения
называют этот путь путем Спасения: его цель - обретение человеком целостности
(целостность = здоровье). Отсюда известный, в том числе и в юнгианской
психологии, постулат о том, что всякий человек изначально "нездоров",
ибо значительные части личности у него "затенены", то есть
воспринимаются сознанием как инородные или вообще не воспринимаются - до тех
пор, пока не будут сознательно проработаны. Пока эти части личности остаются
"в тени" сознания, у нас нет целостности, а у них есть цель -
напомнить нам о себе, что они и делают, заставляя нас совершать дурные
поступки. Этот путь наглядно представлен в рисунках 22 Старших Арканов. В этом
и состоит их подлинная ценность. Рассматриваемые таким образом, они дают нам
урок, по своей значимости и масштабам далеко превосходящий все то, что мы могли
бы узнать от них при простом гадании. Таков глубинный смысл Таро, его
сверхзадача. Тот, кто осознает эту взаимосвязь Старших Арканов друг с другом,
их смысл как этапов жизненного пути, найдет в них для себя поразительно ясные
жизненные ориентиры. При этом может возникнуть вопрос,
насколько аутентичной следует считать символику этих карт сегодня, ведь каждая
новая колода получала свои рисунки или, по меньшей мере, какие-то детали,
которых не было на старых, в общем-то, довольно простых картах. Ответ зависит
от того, сохранился ли в новых рисунках изначальный смысл символа и какую роль
сыграли эти детали - обогатили его или, наоборот, исказили. Если, например, на
карте Повешенного человек просто висит на виселице вниз головой, то из этого
скорее всего следует, что художник исходил только из названия, не вникая в
смысл самого символа. Если же фигура на карте подвешена за правую ногу
(осознанное действие), а не за левую (неосознанное), и не на виселице, а на
Т-образном кресте, символе избранности (см. с. 136), то это не только не
искажает, но обогащает первоначальную символику, указывая, что свою жертву этот
человек, "избранный" Космосом для определенной цели, приносит
сознательно и добровольно. А если к тому же дерево креста украшается свежими
побегами, то это - символ новой силы, приходящей к человеку, добровольно
принесшему такую жертву. В колоде Алистера Кроули, увидевшей
свет в 1944 году, та же карта изображает человека, беспомощно распятого между
жизнью и смертью. Вверху - змей жизни, еще удерживающий его на этом свете,
подобно известному волоску, но взор его уже устремлен вниз, к змею смерти. Эти
детали не искажают смысла символа Повешенного, а представляют собой
амплификацию, по-латыни "обогащение", как у Юнга, уделявшего большое
внимание подобным деталям при анализе сновидений. В колоде же Райдера-Уэйта допущено
(редко кем замечаемое) искажение изначальной символики, на мой взгляд,
недопустимое: карты Справедливости и Силы поменялись местами. В старинных
колодах Справедливость занимала восьмое, а Сила - одиннадцатое место. Желая, по
его словам, "исправить" порядок Старших Арканов, Артур Эдвард Уэйт
поместил Силу на восьмое место, а Справедливость - на одиннадцатое. Сам Уэйт не дал никакого хоть
сколько-нибудь убедительного объяснения этому своему решению, поэтому на сей
счет, тут же возникло множество спекуляций. В первую очередь, конечно,
ссылаются на Каббалу, тайное еврейское учение, в основе которого лежит образ
дерева, называемого Древом Жизни и считающегося символом Творения. Это Древо
состоит из десяти энергетических центров, называемых "сфирот" и
соединяемых между собой двадцатью двумя "тропами" или связками.
Считается, что десять сфирот соответствуют первым десяти числам, а двадцать две
связки между ними - 22 буквам еврейского алфавита, из чего многие делают вывод,
что они соответствуют и 22 Старшим Арканам. Нетрудно предположить, что знание
смысла этих каббалистических связок и подвигло Уэйта поменять местами VIII и XI
Арканы. Тем не менее, Алистер Кроули, разбиравшийся в Каббале, во всяком
случае, не хуже Уэйта, этой перестановки не принял: в его колоде 1944 года Сила
и Справедливость вернулись на свои прежние места. Вторая гипотеза предполагает, что
древние мудрецы, создатели карт Таро, нарочно исказили их так, чтобы ими не
могли пользоваться непосвященные. Мы не можем, конечно, полностью исключать
такую возможность, однако против этого говорит слишком много фактов. Во-первых,
тут смешиваются две вещи: символ, призванный наглядно показать что-либо, и
тайный язык, придумываемый с целью что-либо скрыть. Во-вторых, если в Таро
что-то и было скрыто, то так неловко, что раскрыть этот "шифр" под
силу любому, кто даст себе труд этим заняться. Если разобраться в
мифологической подоплеке каждого Аркана, как мы делаем это в нашей книге, то
его смысл и место в ряду Арканов становятся вполне очевидны. К тем же выводам
можно прийти, проанализировав нумерологическое значение чисел Восемь и
Одиннадцать, соответствующих смыслу изначально связанных с ними Арканов. | |
Просмотров: 1560 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |