Описания Арканов Таро из шанхайского издания "Курса энциклопедии оккультизма"

Предварительные замечания

          Впервые "Курс энциклопедии оккультизма" Мёбеса (ГОМа) вышел в Санкт-Петербурге в 1912 году. В 1937 году, уже после смерти ГОМа, Русский оккультный цент в Шанхае переиздал "Курс". В отличие от первого издания, которое было неиллюстрированным, в этом издании в качестве приложения были представлены иллюстрации к 22 Старшим Арканам с описаниями. Именно эти описания и представлены ниже. Как можно заметить, описания эти отличаются от тех, которые даны в самом тексте "Курса". Этим они и интересны.



Аркан I



Фон – лиловато-голубые турбильоны, конденсирующиеся книзу. На первом плане ослепительно-белый куб квадратом вперед. На нем спереди денежка, за ней, справа налево, меч с крестообразной рукоятью и лезвием с прорезью посредине; за ними расположена хрустальная чаша на прямой ножке-стержне.

За кубом стоит мужская фигура, материализованная из турбильонов фона, причем вокруг нее переходом к фону служит светлая аура. Ноги скрыты кубом до трех четвертей бедер. Над головой мужчины золотисто-белое сияние в виде знака бесконечности.

Лоб охвачен золотой перевязью, к которой сзади прикреплен белый плат, закрывающий затылок. Уши видны, тело обнажено, только вокруг талии золотой пояс с ниспадающей белой бахромой. Лицо и фигура носят отпечаток всех семи планет, без резкого выражения какой-либо; глаза смотрят вперед. Правая (зеркально) рука поднята кверху, и в ней ореховая дубинка, на которой видны следы четырех срезанных сучков; левая рука свободно и непринужденно протянута вниз, причем пальцы не касаются поверхности куба. Вся фигура должна производить глубоко реальное, но не материальное, или реалистическое впечатление.




Аркан II



Фон составлен темно-лиловой бархатной завесой, спускающейся с золотой перекладины до самого пола. Перекладина помещена между двумя колоннами египетского стиля, сложенными из больших камней и утвержденными на прочных фундаментальных базах. Правая колонна красноватая, левая – синеватая. От возвышения, на котором стоят колонны, спускаются три ступени из буровато-серого песчаника. Между колоннами, на третьей ступени, куб, на котором сидит женщина. Лоб ее скрыт повязкой, с которой до подбородка спускается густая вуаль. С плеч спускается лиловая шелковая мантия-хитон, наброшенная так, что грудь ее и тело до середины остаются обнаженными, причем между грудями лунного типа висит солнечный золотой крест. Ниже мантия плотно облегает фигуру, скрывая от глаз даже контуры тела; в руках женщины свиток, развернутый так, что написанного на нем не видно. На голове женщины египетский убор в виде полумесяца, составленный из рогов дважды телившейся коровы; между ними матовый диск серебряного полнолуния. Воздуха во всей картине много, света мало. Освещение спереди.




Аркан III



Фон – небесное голубое пространство рассветного неба. Низ картины – выпуклая поверхность земного шара, на котором утвержден серовато-прозрачный коагулят куба. На этом кубе, поворот в три четверти, полулежит женская фигура.

Справа она освещается ослепительными золотисто-оранжевыми лучами Солнца, заливающими всю правую сторону картины настолько, что они даже скрадывают определенность контуров правой стороны тела и как бы служат ему опорой. Голова женщины – чистого типа Венеры, с распущенными каштановыми волосами.

Лицо ее выражает радостную муку, как это бывает у рожениц; одета она в ниспадающий от плеч нежно-зеленый хитон, прикрывающий часть куба и кончающийся на земле. Правая ее рука держит треугольный, обернутый вершиной книзу щит с закругленными концами с изображением летящего орла, держащего в клюве знак Анх. Щит прикрывает нижнюю часть тела женщины до колен, почти совсем скрывая ее беременность. Левая рука поднята кверху, и в ней золотой жезл со знаком Венеры на конце. 

Ноги женщины опираются на обернутый концами вверх серп Луны, нежно-серебристыми лучами заливающий нижний левый угол картины. Над головой женщины 12 звезд, расположенных венцом.

Часть их еле выделяется из солнечных лучей, другая, более отдаленная от освещенного пространства, ярко горит на синеве неба. Вся картина должна быть более красочна, светоносна, чем графична, но все краски нежны и ясны без резких мазков.




Аркан IV



Фон – две белые стены, составляющие угол комнаты и уходящие ввысь. Они сплошь украшены синей свастикой. Пол – серые каменные квадратные плиты. На полу стоит белый куб, квадратом вперед, и на нем нарисован летящий справа налево египетский орел с крестом Иерофанта на шее. На левую грань куба небрежно опирается спиной мужчина, стоящий профилем. Он подогнул одну, более отдаленную от зрителя, ногу за другую под прямым углом, коленом вперед. Он немного наклонился и в вытянутой правой руке держит жезл с золотым знаком Венеры, в кружочек которого вписан маленький серебряный знак Юпитера.

Одет мужчина в сапфирно-синий хитон от плеч до коленей. Ноги в золотых сандалиях с крестообразной перевязью на икрах. Лицо с ассирийской бородой и фигура ярко юпитерианского типа.

На голове тройная золотая тиара египетского типа. Во всей фигуре властность и авторитетность. Все линии очень четки и резко выделяются. Нигде нет незаконченности и скрадывающихся линий. Освещение слева сверху.




Аркан V



Внутренность египетского храма. Между двумя (но несколько сзади) колоннами, из которых правая освещена белыми бликами, а левая – чуть выделяется из мрака, на площадке пятиступенного амвона сидит, немного наклонившись вперед, мужская фигура в белом жреческом одеянии, подпоясанном простым белым поясом. Голова увенчана тиарой, как в Аркане Бет, только рога с пятью перемычками. В левой руке (зеркально) длинный прямой жезл, упирающийся в пол и подымающийся концом над головой мужчины. Правая рука властно протянута вперед со сложенными имясловным благословением пальцами. На сероватых плитах пола храма, спиной к зрителю, стоят две коленопреклоненные мужские фигуры. Справа – представитель красной расы с мягкими, до плеч спускающимися каштановыми волосами. Слева – коренастый негр с курчавой шевелюрой. Между колоннами слегка сдвинутый на сторону аметистового цвета занавес. Освещение падает с правой стороны, причем это не лучи, а просто свет, образующий на полу пять бликов. Самое важное – передать властность волеизъявления Иерофанта и покорность в его рабах. Контуры и линии мягки.




Аркан VI



Фон – скалистая местность. Слева – спускающийся вниз склон, покрытый травой и цветами, по которому вьется удобная дорога. Справа – суровый голый подъем на скалы с чуть заметной тропинкой. На перекрестке этих двух дорог стоит юноша в белом жреческом одеянии и с каштановыми волосами до плеч. Он весь подался вперед, как бы увлекая двух по бокам его стоящих женщин, держащих его за руки. Женщина слева одета в пестрый хитон, в котором преобладают буроватый и зеленые тона, с распущенными медно-красными волосами, с красивыми, но неправильными чертами лица. Она откинулась назад и движением протянутой вниз левой руки приглашает юношу спуститься в долину. С правой стороны стоит другая женщина, одетая в закрытый золотистый хитон, со строгими печальными чертами правильного лица; движением правой руки она указывает юноше на скалистую тропинку. Юноша же смотрит вперед. В небе над его головою парит гений с натянутым луком, стрела которого направлена на женщину слева. Небо прозрачно, много воздуха и перспективы.




Аркан VII



Низ картины – часть земной сферы. По ней движется кубическая колесница, влекомая двумя крылатыми сфинксами.

Левый (зеркально) черный, правый – белый. Сфинксы тянут в разные стороны, но смотрят друг на друга. Золотая колесница покоится на двух колесах, окованных золотыми ободьями с глазами вместо шляпок гвоздей. Передняя сторона колесницы, представляющая собою квадрат, украшена внизу чеканным лингамом, над которым распростерся чеканный же крылатый солнечный диск с двумя змейками по бокам. Над колесницей лазоревый с золотыми пентаграммами балдахин, укрепленный на четырех столбах. Ближайший к зрителю (со стороны белого сфинкса) – золотой, с другой стороны (черного сфинкса) серебряный, по диагонали от золотого – лиловый, от серебряного – красный столб. В колеснице стоит Победитель. Это тот же Алеф по чертам лица, только все планетности резко выделяются. На голове его семиконечная корона с тремя пентаграммами. Одет он в панцирь из рыбьей чешуи, украшенный на груди тремя наугольниками, на правом плече светлым, на левом темным серпом Луны. В правой руке жезл, увенчанный шаром, на котором находится куб, поддерживающий трехгранную пирамиду. В левой – меч, лезвием вниз. Победитель спереди освещен ярким солнечным лучом, переходящим справа в зеленый, затем в лиловый и красный цвета, а слева – в серебристый, желтовато-зеленый и синий цвета, образующие фон картины. Все, кроме игры красок, четко и определенно.




Аркан VIII



Фон – гипостиль храма, сзади синева неба. На переднем плане две уходящие ввысь коринфские колонны, слева серебряная, справа золотая,. Между ними, слегка спереди, мраморное кресло, весьма четкое и определенное. Пол мраморный. В кресле сидит женщина в белой греческой столе, окаймленной широкой синей лентой. Черты ее – классической греческой Геры. Прическа эллинская, с золотым обручем, придерживающим волосы. На глазах прозрачная белая тюлевая повязка. На груди, на золотой цепи, золотой солнечный крест. В левой (зеркально), покоящейся на локотнике кресла руке ее – обращенный лезвием вниз меч; в правой – протянутой вперед – золотые весы с коромыслом в виде египетского крылатого диска. 

Стрелка их перпендикулярна, чаши на одной высоте. Очень много воздуха, света, линии четки. Меч с той же стороны, что и серебряная колонна.




Аркан IX



Темная ночь. Ясное, усыпанное мелкими звездами, безлунное небо. Из мрака выделяется старческая фигура в темном грубом плаще с тремя складками. Плащ закрывает всю фигуру. В вытянутой правой (не зеркально) руке полуприкрытый складками плаща потайной фонарь с тремя фитилями. Свет его озаряет лицо седобородого старца, строгое и доброе. Лоб, уши и волосы скрыты капюшоном. В левой руке пастушеский посох, и свет фонаря озаряет на нем следы трех сучков. На земле, у ног старца, уползающая змейка. Вся картина в очень темных, но отнюдь не мрачных тонах. Все освещение должно идти от фонаря.




Аркан X



Фон – внутренняя часть многоцветной, радужной сферы. Нижняя часть картины – свинцово-серое, беспенно-волнующееся море. В самой середине, где волны образовали полукруглую впадину, подымается золотой стержень, обвитый, как кадуцей, двумя серебристыми змейками. К середине стержня прикреплено колесо неопределенного цвета. В него вписана гексаграмма с восходящим светлым и нисходящим темным треугольниками, с правой руки поднимается по колесу Германубис (человеческая фигура с собачей головой), держа в вытянутой правой руке золотой кадуцей Гермеса; с левой стороны колеса спускается вниз Тифон (черновато-красное ящеровидное чудовище с человеческим искаженным злобою лицом); в правой передней лапе он держит обращенный вниз трезубец, изумрудно-зеленый хвост обвивает обод колеса и служит основанием площадки, на которой лицом вперед лежит крылатый сфинкс натуралистической расцветки. Человеческий лик его бесстрастен, спокоен и строг. В правой руке-лапе он держит длинный нож лезвием вверх.




Аркан XI



Покрытая травой степь. На фоне весеннего неба ясно выделяется стоящая девушка, почти девочка, – до того чисты и невинны черты ее марсианско-венерианского лица. Рыжевато-золотистые волосы распущены. Над головой ее сияет сплетенный из света знак бесконечности. Она смотрит вверх, и строгое лицо ее полно благоговейного ожидания. Губы шепчут молитву.

На ней белый хитон, спускающийся до земли, причем заметно, что левое колено чуть-чуть подогнуто. На груди висит большая золотая пентаграмма на серебряной цепи, составленной из крошечных серебряных пентаграмм. На плечи небрежно накинут яркий пурпурный плащ на сиреневой подкладке. Перед девушкой – усмиренный лев с полуоткрытой пастью. Руки девушки находятся на челюстях льва, как будто она без всяких затруднений раскрывает пасть зверя. Поза льва безразлична. Важно, чтобы бросалась в глаза молитвенная чистота девушки, дающая ей невероятную силу покорить льва. Контуры четки, линии определенны.




Аркан XII



Фон – чистая светлая роща, над которой виднеется голубое небо. На первом плане два обрубленных столба, с перекладиной на полуторасаженной высоте, образующие графему Тау. Стволы очищены от веток, и на каждом видны шесть сучьев, следы обрубленных ветвей. К перекладине за левую (зеркально) ногу подвешен обнаженный человек. Правая нога согнута так, что образует с левой правильный крест. Вокруг пояса обмотана ткань. Руки связаны за спиной так, что образуют опрокинутый треугольник. Лицо то же, что и в Аркане Алеф, только с выражением распятого Христа в ненатуралистической трактовке. Волосы разметаны и переходят в золотистые лучи, которые, падая на землю, конденсируются в золотые монеты. Важно всей фигурой подчеркнуть символ Великого Делания (крест над нисходящим треугольником).



Продолжение



Приветствую Вас Гость